Особенности психологии и развития ребенка

Category: Дети, Семья 79 0

Особенности психологии и развития ребенка — психология совсем маленького ребенка весьма проста. Малыш впитывает как губка все, что ему предлагают окружающие. Первоначально у него отсутствуют какие-либо фильтры или критерии оценки различных событий и знаний. Он ориентируется на мнение родителей и пользуется их системой суждений, пока не выработает свою собственную. В пять – шесть лет малыш начинает оценивать происходящее с моральной и нравственной точки зрения.Особенности психологии и развития ребенка

Сначала ребенок воспринимает себя как продолжение папы и мамы, в его понимании он образует с ними единое целое. Он способен воспринимать себя как отдельную личность только в три года. Следовательно, когда родители начинают ссориться между собой – малыш также чувствует себя виноватым. Это может стать причиной порождения разнообразных комплексов, которые в дальнейшем будет уже сложно искоренить.

Кроме того, сложности в воспитании ребенка появляются тогда, когда возникает расхождение между тем, что кроха наблюдает в реальности и тем, что ей предъявляется в качестве образца должного поведения.

В возрасте одного-двух месяцев у малыша вызывает улыбку человеческое лицо. Он еще не умеет разделять окружающих на «чужих» и «своих». К полутора годам у него формируется эта способность и при появлении незнакомых людей, ребенок ведет себя очень сдержанно.

Постепенно выстраивается дифференцированное отношение к маме и папе. Он выступает для него в роли игрушки, у которой можно многому научиться, зато мама становится источником теплоты, заботы, защиты и пищи.

Взаимодействие детей

До года детки, как правило, вообще не обращают внимания на другого ребенка. Затем став чуть старше, они начинают замечать ровесников. Чаще всего это связано с необходимостью делить какую-либо игрушку, которая вдруг стала нужна им обоим.

Игру детей 2 лет нельзя назвать совместной деятельностью, поскольку игра каждого из них независима и никак не соотносится с действиями другого малыша. Причем они могут проявлять агрессию, если им кажется, что-то кто-то пытается ущемить их права, например, забрать любимую игрушку. Это нормально, в этом возрасте детки эгоистичны и «глухи» к чувствам окружающих.

В дошкольном возрасте приблизительно в три-четыре года увеличивается интерес к игре с другими детьми. Затем постепенно усложняется ее структура, появляются четкие правила, ролевое распределение, возрастает конкуренция, желание соперничать и т. д. Дети уже соотносят себя друг с другом и пытаются занять лидерские позиции.

Дошкольники обычно не испытывают серьезных привязанностей к своим сверстникам. Чаще всего крепкая дружба возникает лишь в школьный период.

Обычно деток в возрасте от девяти месяцев до девяти лет объединяет несколько специфических особенностей.

Малыши весьма сообразительны и энергичны. Детки крайне любопытны, постоянно испытывают неутолимую жажду познания и приключений. Они стремятся познать внутреннее устройство этого огромного и сложного мира, поэтому решаются на всяческие эксперименты и постоянно задают массу вопросов.

Детская психика, намного крепче и пластичнее, нежели может показаться на первый взгляд. Нередко она оказывается гораздо выносливее, чем психика взрослого человека. Однако часто малыш нуждается в высвобождении негативных эмоций, которые выливаются в истерику. Хотя она может являться действенным средством управления родителями, а не способом снятия психологического напряжения.

Большинство деток постепенно научаются добиваться желаемого разными путями. Одним из самых мощных средств в достижении собственных целей являются их эмоции или поведенческие реакции. Очень часто крохе стоит только заплакать, чтобы заполучить то, что ей необходимо в данный момент. Важно уметь противостоять маленькому манипулятору, иначе он привыкнет всегда добиваться своего и вырастет эгоистом, не взирающим на чужие потребности.

Формирование ценностных установок

Это происходит по-разному. С одной стороны, как кристаллизация, медленное вызревание чего-то, что ранее было пассивно и не играло никакой роли. С другой стороны, может выступать, как принятие ритуалов, ценностей извне.

Процесс становления жизненных ценностей обуславливается несколькими факторами:

1. складывающейся или формирующейся моделью поведения;

2. определенными внешними событиями или внутренними переживаниями;

3. смысловыми основами и нравственными позициями, совпадающими с теми или иными жизненными ценностями.

Безусловно, в качестве основных источников формирования ценностей ребенка выступает семья, детский коллектив и та среда, в которой растет и развивается малыш.

Стадии развития интеллекта

Здесь мы будем опираться на известную теорию знаменитого французского психолога Ж. Пиаже, который выделял следующие стадии:

1. Сенсомоторная стадия, включающая период младенчества. Первоначально, ребенок может рассматривать и изучать лишь те предметы, что непосредственно находятся в поле его зрения. Он не подозревает, что они продолжают существовать даже, когда находятся вне его досягаемости. Информация, поступающая от различных органов чувств (например, зрительного и слухового анализатора), объединяется и представляет собой различные стороны восприятия одного и того же объекта. Постепенно у ребенка появляется способность к целенаправленным действиям.

2. Стадия дооперационального мышления. У малыша начинает складываться понятийное и вербальное мышление. Он знакомится с окружающим миром на поведенческом уровне и пока не может предугадать последствий своих действий. Постепенно ребенок накапливает знания о социальной действительности, но они пока не носят обобщенного характера.

3. В возрасте 7 лет он переходит на следующую стадию интеллектуального развития – стадию конкретных операций. Теперь у него появляется обобщенное представление о пространстве, количестве и времени, а также о разнообразных характеристиках тех или иных предметов.

4. В 11 лет малыш переходит на стадию формальных операций. Его мышление приобретает обобщенный, систематический характер, он способен улавливать причинно-следственные связи, а также строить различные предположения и генерировать разнообразные гипотезы.

Итак, в младенческом возрасте для ребенка первоочередная роль отводится эмоционально-личностному общению с взрослыми. Ранний возраст (от года до 3 лет) связан с активным освоением окружающей действительности, познанием культурных способов употребления предметов, а также предметно-манипулятивной деятельностью. В дошкольном возрасте в качестве главной, ведущей деятельности можно рассматривать игровую, которая в школьном возрасте сменяется учебной. Затем важнее становится общение со сверстниками и личностное самоопределение.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Новости партнеров

Related Articles

Add Comment