Подвижные игры позволяют сформировать у детей многие навыки и умения. Каждая игра направлена на развитие определенных способностей: бег, прыжки, ориентация в пространстве, лазания, броски. Параллельно у детей формируются такие важные качества, как быстрота реакции, скорость, глазомер, сила, выносливость, а еще тренируются мышцы всего тела. Подвижные игры способствуют и интеллектуальному развитию малышей, когда необходимо запомнить правила игры, понять усложнение, правильно воспользоваться атрибутами и подсчитать результаты соревнований. Считается, что подвижные игры для детей от 3 до 5 лет помогают закладывать потенциал, который пригодится в дальнейшей жизни. Именно в эти годы мы получаем почти половину всех навыков, необходимых в жизни.
Очень важно взрослому создать условия, чтобы детям было интересно играть. Для этого он должен продумать и подготовить все необходимые материалы. Этому нужно поучиться у креативных воспитателей детских садов. Они придумывают яркие эмблемы по сюжету игры, которые могут цепляться к руке, надеваться на голову или шею ребенка. Малыши быстро вживаются в роль и стараются играть по всем правилам.
Предлагаем несколько вариантов таких подвижных игр, с использованием картинок.
Подвижные игры для детей от 3 до 5 лет
Игра «Курочка и цыплята».
Формируются навыки лазания.
Сделайте такие эмблемы, как показано на фото: для курицы – большой круг на желтой ленточке, для цыплят – заготовки поменьше. Еще понадобится шнур или толстая нить, натянутая между двух опор (нить параллельна полу или земле).
Ход игры. Дети – это цыплята, а взрослый – курица. Цыплята стоят на одной стороне нити, курица – на другой. Малыши имитируют движения птичек и бегают по лужку. На слова взрослого: «Цыплята домой!», дети должны пролезть под веревкой и не зацепить ее. Ребенок, который дотронется до нити, выбывает из игры.
Усложнение игры: нить постепенно опускается все ниже к полу. Малыши могут пролазить как боком, так и прямо, на коленях, на четвереньках и на животе.
Игра «Пчелы».
Развитие умения четко ориентироваться в пространстве.
Для игры понадобятся эмблемы с изображением пчелок. Можно привязать длинные нити и надеть детям на шею. Еще нужно поставить три домика-улья различной формы: круглой, квадратной, треугольной.
Ход игры. Все дети делятся на три равночисленные команды и занимают один из трех домиков. На слова взрослого: «Пчелки по лужку гуляют и нектар собирают» дети начинают летать, имитирую движения насекомых. Приседают возле цветочков и собирают нектар. На слова: «Пчелы домой!» малыши летят в свои домики-улья. Побеждает та из команд, которая первая полностью соберется возле дома.
Когда пчелы в очередной раз полетят за нектаром, взрослый меняет расположение ульев.
Игра «Котята и Щенки».
В ней развиваются умения лазить по гимнастической лестнице.
Для этой игры атрибуты с картинками лучше закрепить на голове (лбу), так как дети будут ползать и на шее они будут мешать.
Ход игры. Одна команда – щенки, другая – котята. Котята располагаются возле гимнастической стенки, а щенки – на противоположной стороне площадки. Пока вторые отдыхают в «будке», котята свободно передвигаются по лужку, лазят, играют и мяукают. Как только взрослый дает сигнал: «Щенки» котята должны быстренько влезть по перекладинам на такую высоту, чтобы их не достали щенки. Кого поймали – выбывает.
При повторе игры щенки и котята меняются ролями.
Игра «Кот и мышки».
Развивает умение быстро бегать.
Для игры нужно подготовить одну большую эмблему с изображением кота и много маленьких с рисунками мышей. Заготовки на резинках одеваются на руки. Еще нужна будет либо лавка, либо толстая нить.
Ход игры. Кошка – один из детей, все остальные – мышки. Кот располагается в одном из уголков площадки, а мышки живут на лавке или за полоской. Пока кот спит мышки свободно передвигаются по всему пространству. На сигнал взрослого: «Кот глаза открывает и мышей догоняет!» мышки начинают бежать по направлению дома, а кот старается их поймать. При повторе игры на роль кота выбирается самый ловкий ребенок.
Игра «Жабки».
Способствует закреплению навыков прыгать и скакать.
Одна картинка – большая жабка, все остальные – маленькие.
Ход игры. Все ребята – маленькие лягушата, а один ребенок – мама-лягушка. Большая жабка сидит в центре, а все остальные – вокруг нее. Взрослый говорит: «Скачет лягушка, за ней лягушата. А как?», а все отвечают: «Вот так». Мама-лягушка показывает, как прыгать, все остальные повторяют. При повторении игры роль мамы берет другой игрок.